Расскажу два слова о спектакле, который почти никто из вас не видел, а это неправильно. И расскажу я потому, что теперь его наконец-то можно увидеть.
Это саунд-драма "И грянул гром".
Её сочинила Яна Савицкая , которую вы знаете как актрису БДТ имени Г. А. Товстоногова и наших Разговоров .
Яна - актриса редкая, тонкая и деликатная. Когда-то именно с её появления в Кирове началась история "моего" Театра на Спасской. Яна была той актрисой, которая не просто воплощала театр, который я пытался нащупать, Яна его опережала и делала неизбежным. Как все настоящие артисты, она чувствует правду и идёт туда, где сильнее искрит.
Правда, я всегда тяготел к унылому интеллектуальному театру, такому философскому. Ну вы знаете. И Яне ничего не оставалось, как играть то поэта скандалиста с самурайским мечом Елену Шварц, то буквально мужчину, философа Леонида Липавского.
Я очень рад, что в своей первой режиссёрской работе Яна разрешает себе то, что ей очень идёт: она роскошно чувственна, женственна, певуча и грациозна.
Мне кажется, что "И грянул гром" - важная (хотя и очень тихая) веха в истории инклюзивного театра. Инклюзия тут - забота не только о другом, но и о себе. Забота, любовь, внимание к тому что для тебя самого важно. Яна любит Бредбери, Яна любит Pink Floyd, Яна любит говорить на английском. Яна любит папу. И в этом спектакле разрешает себе всё это, и зовёт себе в партнёры артиста, который ей по-человечески и профессионально очень интересен - Пашу Соломоника , выпускника Фонд «Антон тут рядом». И Паша идёт ей навстречу, учит тонну текста и проникается любовью к американской ретрофантастике. И ещё целая бригада стягивается со всего города, чтобы помочь Яне - потому что, как мы давно в "Разговорах" выяснили опытным путём, воплощать чужие мечты всего интереснее. Видео Саши Магелатовой, свет Стас Свистуновича, музыка Стаса Стаса Стяжкина.
Помощь и поддержка Лены Белкиной , Кати Сухоруковой и, конечно, Нины Михайлюк.
В итоге получился очень гипнотический и тревожный спектакль. Очень красивый и очень личный. Важно инверсивный: если в инклюзивной партнёрской паре профессионал обычно выступает в качестве помощника, то здесь наоборот. Яна нуждается в Паше, чтобы он стал проводником её сложного диалога с личными демонами.
Это хорошо и серьёзно.
Приходите 20 декабря на площадку наших друзей Социально-художественный театр l Театр СХТ.
Фонд «Альма Матер»
Союз театральных деятелей России СТД РФ-ВТО